«Если не может приносить одни девятки, зачем выжимать?». Педагог с 30-летним стажем — об учениках и родителях

14.04.2020

Не требуйте от ребенка отличных оценок в школе: Сергею Клышу есть что посоветовать родителям. Почти 30 лет он работает учителем младших классов. Сейчас преподает в 2 «А» классе 30-й гимназии Минска. С педагогом пообщалась корреспондент агентства «Минск-Новости».

учитель младших классов 30 гимназия— Сергей Владимирович, кем вы мечтали стать в детстве?

— Сначала — шофером. А потом, когда оканчивал 10-й класс, появились две идеи. Стать врачом, как моя мама, или учителем. В то время у нас проводились игры «Орленок» и «Зарница». Я был вожатым у малышей, возился с ними, готовил строевые песни к конкурсу. Дети меня слушались, работать с ними понравилось. Решил пойти в педучилище. Потом поступил в педуниверситет на специальность «учитель начальных классов», потому что мне интересно работать с маленькими. Они честные, искренние, открытые. От них моментально получаешь отдачу.

— Помните свой первый урок?

— Провел его спокойно, словно уже работал. А вот на первое родительское собрание идти боялся. Как меня воспримут? Все же я был молодой учитель — 21 год. А родители у ребят взрослые, им за 30. В итоге все прошло хорошо, с некоторыми видимся до сих пор.

— Кто из учеников запомнился больше всего?

— Дети, которые пришли еще в 1990-м, потому что они первые. Была у меня ученица Амина, сейчас работает офтальмологом. Добилась больших успехов. У меня учился темнокожий мальчик Саша Самбо. Дети его приняли великолепно. Его мама белоруска, которая когда-то уехала в Конго и там вышла замуж за местного офицера. Они в семье много лет разговаривали по-французски. Мальчик знал совсем мало русских слов, хотя мама дала ему основы. Мы учили с Сашей язык, и в какой-то момент его словно прорвало. Он оказался таким сообразительным и любознательным, что уже через несколько месяцев начал бегло разговаривать. Рассказывал нам истории о Браззавиле — столице Конго. Моим учеником был и Вова Петров — внук Петра Машерова. Учился и внук белорусского политика, писателя Николая Чергинца Коля.

учитель младших классов 30 гимназия— Каково это — учить внуков известных людей?

— Ощущал себя свободно. У Вовы не было зазнайства, мол, мой дед — Петр Машеров. Он вел себя как обычный ребенок. То же самое и с внуком Чергинца.

— Чем нынешнее поколение отличается от предыдущих?

— Теперешние школьники более продвинутые в гаджетах, более свободные в своих действиях. Но они не такие самостоятельные, не настолько дисциплинированные, как предыдущие поколения. Ошибка современных родителей — не приучать детей к самостоятельности.

В то же время нынешняя ребятня приходит в первый класс более подготовленной. Многие уже где-то занимались, ходили в школу раннего развития. Еще в садовском возрасте начали осваивать навыки письма, грамоты, математики.

— Что самое сложное в вашей работе?

— Усадить ребенка. Сложно научить слушать, работать, правильно держать ручку, организовать рабочее место — чтобы всё лежало аккуратно, не было ничего лишнего. Мне, как мужчине, наверное, легче с детьми. Дома ребенком занимается мама, в саду — воспитательница, в школе — чаще всего учительница. Так много женского участия в жизни детей. А с мужчиной можно на перерыве и мяч погонять.

— Как вы относитесь к тому, что некоторые родители требуют от своих детей учиться только на 9?

— Требовать девяток не стоит. Если ребенку дано, он будет получать отличные оценки, даже если мама с папой на этом не настаивают. Бывает, школьник блещет в языках, но ему не дается математика. И наоборот. Если не может приносить одни девятки, зачем их выжимать? Хотя каждый ребенок в состоянии хорошо учиться. Только некоторым нужно больше внимания со стороны учителя и родителей.

учитель младших классов 30 гимназия— Психолог Лабковский говорит родителям: не надо делать с детьми уроки. Вы согласны?

— Школьник должен все делать сам. Задача родителя — проконтролировать. Если с первого класса ученик будет ждать маму, чтобы сделать домашнее задание, он не научится самостоятельной работе. Важно ему самому попытаться разобраться. Конечно, если ребенок не понимает, надо сесть вместе с ним и объяснить. А потом дать возможность самому выполнить задание.

— За 30 лет что стало лучше в школе?

— Появились компьютеры, мультимедийные доски. Работать стало удобнее. Раньше были только доска и мел. Но они и сейчас нужны. Зато теперь можно показать презентацию, учебный фильм — детям интересно.

— Читатели скажут: мы учились 20–30 лет назад без этого и получили знания…

— Раньше были только иллюстрации, а теперь мы можем показать видео. Возьмем для примера предмет «Человек и мир», тема — лес. На видео можно показать семейство лис, как они себя ведут, как охотится еж, как он плавает. Картинка в книге дает недостаточно информации.

— Что вы почерпнули у своих учителей?

— Отношение к детям. Они общались с нами на равных, но не переходили дозволенных границ. Я учился в 23-й школе Минска. Моей первой учительницей была Александра Ивановна. Сейчас ей лет 90. Запомнилась Вера Гейзовна, которая вела математику и была классным руководителем. Ей тоже уже много лет. Вспоминаю историка Семена Львовича, очень интересно рассказывал, объяснял, делился случаями из жизни. У этих людей я научился доброму отношению к детям. Да, строгость нужна, но в пределах разумного.

учитель младших классов 30 гимназия— Дети вам доверяют свои секреты?

— Да, они часто рассказывают о том, что происходит дома. Придут и нашепчут что-то на ушко, могут попросить совета. Допустим, девочка поругалась с подружкой. Мы обсуждаем, из-за чего поругались, как можно помириться. Приходится быть помощником в жизненных делах, советчиком. А иногда надо и косичку заплести. Я это умею.

Фото Павла Русака

Источник:https://minsknews.by/esli-ne-mozhet-prinosit-odni-devyatki-zachem-vyzhimat-pedagog-s-30-letnim-stazhem-ob-uchenikah-i-roditelyah/