Карпенко рассказал о подробностях состоявшегося у Президента разговора

25.08.2020

Разговор у Президента.

О готовности системы образования к учебному году и в целом ее работе вчера шла речь во время рабочей встречи Президента с министром образования Игорем Карпенко. О подробностях состоявшегося разговора министр рассказал в вечернем эфире телеканала «Беларусь 1». 

О готовности к учебному году

— Паспорта готовности подписало практически 96 процентов учреждений общего среднего образования. Думаю, что на этой неделе небольшой остаток — 4 процента — соответствующие сертификаты получит.

ФОТО БЕЛТА

Учреждение образования — это не только образовательный процесс. Это и воспитательный процесс. Это и определенные социальные гарантии, которые наше государство внедрило и использует в общеобразовательных школах. Я имею в виду и бесплатное питание, и различные формы поддержки при подготовке детей к школе. В частности, уже 54 тысячи семей получили соответствующую субсидию от государства. У нас порядка 11 тысяч детей‑сирот, которых тоже необходимо собрать в школу. У нас порядка 8 тысяч детей, которые находятся в социально опасном положении. Это конкретная точечная работа с семьей, и здесь надо отдать должное, что и предприятия, и организации нашей страны, как правило, откликаются на нашу просьбу помочь родителям собрать детей в школу. Выделяется материальная помощь. Закупаются канцтовары. Профсоюзные организации активно в этом участвуют. Идет планомерная работа.

Хочу, пользуясь случаем, обратиться ко всем родителям. Давайте не будем превращать школы, учреждения образования в поле политических баталий. У каждого есть своя точка зрения, каждый ее выражал на выборах по‑своему. И наверное, здесь не надо устраивать какое‑то столкновение мнений. Для нас важно, чтобы ребенок пришел в школу и имел равный доступ к качественному образованию и к тем гарантиям, которые наше социальное, суверенное, независимое государство предоставляет детям и подросткам.


Я думаю, что нападки, буллинг так называемый, учителей есть. Мы знаем это. Но вместе с тем ситуация везде разная. Поэтому давайте успокоимся, эмоции отбросим. Для нас важно, чтобы ребенок имел возможность прийти спокойно в школу и получать знания. Тем более вы знаете, что у нас непростая была четвертая четверть прошлого года. Нам сейчас надо посмотреть, насколько усвоены материалы этой четвертой четверти. Может быть, что‑то надо посмотреть, вернуться к пройденному материалу. Что‑то еще уточнить дополнительно для того, чтобы сформировать систему знаний. Это очень важно. Поэтому учебный год начнется с того, что мы начнем активно работать, не дожидаясь, пока все войдут в активный график в школе. Сегодня важно эти моменты отметить. Сегодня школа готова. Учителя готовы. И мы ждем понимания родителей, чтобы совместными усилиями развивать наших детей. Обучать их и воспитывать.

Об эпидемической ситуации

— Во‑первых, у нас уже есть определенный наработанный опыт, который мы совместно с Министерством здравоохранения актуализировали в так называемые методические рекомендации. Они подписаны двумя министрами, направлены в учреждения образования. Конечно, это вопросы соблюдения санэпидрежима, соответствующей уборки, обработки, это определенные правила личной гигиены. То, с чем мы работали и с чем будем продолжать работать.

Понятно, что если будут возникать какие‑то сложности в связи с традиционным подъемом сезонных вирусных инфекций, то, конечно, мы с Министерством здравоохранения будем реагировать точечно: в каждом конкретном случае, по каждому конкретному учреждению образования. При необходимости будем принимать те адекватные меры, которые будут необходимы в той или иной ситуации. Сразу хочу подчеркнуть, что мы будем рекомендовать в том числе и нашим педагогам, и всем тем, кто работает непосредственно с детьми, и детям будем рекомендовать сделать сезонные прививки.

Понятно, что каждый для себя принимает это решение самостоятельно, но вместе с тем мы будем это рекомендовать. Поэтому по мере развития ситуации Министерство здравоохранения вместе с органами образования будет реагировать на ситуацию, будут приниматься соответствующие меры.

ФОТО MINSKNEWS.BY

Пока мы начинаем учебный год в обычном формате. При этом мы активно готовимся к возможным вариантам, которые могут появиться в силу развития той или иной ситуации.

Вы знаете, что нас много упрекали в том, что у нас нет единой образовательной платформы, я сразу могу подчеркнуть, что дистанционная платформа — это не панацея и она не заменит полноценную классно‑урочную систему и в средней школе, и в профессиональном образовании. Но вместе с тем мы эту работу проводим. До конца этого года единая дистанционная платформа будет разработана. Уже этот процесс идет.

Кстати, тема очень интересная. Она будет интересна не только для учащихся общеобразовательной школы. Эта тема будет интересной и для молодых педагогов, которые только что пришли и могут ознакомиться с таким опытом своих старших коллег, которые имеют уже достаточно серьезный педагогический стаж. Поэтому эта платформа будет отработана, мы ее запустим в режиме обкатки. И полноценно она должна заработать со следующего учебного года, то есть с 1 сентября 2021 года.

О линейках 1 сентября 

— Везде будет по‑разному. Кстати, линейка — это не единственный способ проведения Дня знаний. Везде они по‑разному проходят. Во многих школах есть свои традиции. Это могут быть и мероприятия в виде линеек, это могут быть мероприятия в виде общешкольных праздников, в виде комплекса мероприятий, которые проходят с участием родителей, педагогов, общественности. Первый урок традиционно пройдет во всех школах. На эти уроки будут приглашены гости. Поэтому здесь мы не даем каких‑то единых рекомендаций. В этом году мы рекомендуем все‑таки мероприятия провести 1 сентября по всей стране. Но некоторые школы накануне традиционно проводят встречи с родителями и учащимися. Я так думаю, здесь не надо вмешиваться Министерству образования. Есть какие‑то устоявшиеся подходы и традиции на той или иной территории. И наверное, на местах в школе видней, как с родительскими комитетами сделать для детей поистине праздник, чтобы они почувствовали, что это действительно День знаний, его значимость и важность для каждого обучающегося.

О родительском университете 

Я бы рекомендовал всем родителям активно взаимодействовать со школой. Мы с этого года повсеместно внедряем такое понятие, как родительский университет: мы предложим в рамках работы с родителями профессионалам пообщаться с ними и затронуть те темы, которые будут актуальны для каждой возрастной группы детей (как мотивировать их к обучению, к общественной деятельности). 

Сегодня такие разработки и рекомендации есть, мы будем рекомендовать, специалисты есть, которые готовы оказать содействие, в том числе и родителям. 

О новых школах

— Одна школа начнет функционировать в Гомеле, в одном из новых микрорайонов, где была перегрузка на одной из школ. Ее очень быстро строят, единственное, что к 1 сентября не начнет функционировать бассейн. Но школа заработает, во всяком случае, местные органы власти обещают. Поэтому можно с уверенностью сказать, что у нас четыре школы‑новостройки откроются.

У нас есть ряд школ, которые будут открыты после капитального ремонта, в том числе и по деньгам займа Всемирного банка. Это программа, которая реализуется в республике, ни много ни мало цена этого вопроса 150 миллионов долларов.

Об обеспечении учебного процесса

— По питанию все вопросы отрегулированы. Сегодня нормы питания определены — и натуральные, и денежные. В среднем сегодня цена одноразового питания в школе в пределах от двух до двух с половиной рублей. Это, опять же, зависит от территории: если школа активно выращивает какие‑то овощи, использует их в приготовлении пищи, там, конечно, идет удешевление. Если школа, допустим, сельская, закупает напрямую у своей сельхозорганизации мясо или молоко, тоже соответственно.

Поэтому где‑то в сельской школе это может быть и рубль двадцать, и рубль тридцать, а в городе Минске — чуть дороже, два пятьдесят, допустим.

О бесплатном питании

— Этот вопрос отрегулирован. Мы договорились, и это повсеместно уже установлено всеми нормативными актами, есть так называемое двухнедельное меню — меню для всех категорий должно быть одинаково. А если ребенок хочет что‑то сверх этого купить, для этого есть при школах буфеты, есть дополнительные возможности. Пожалуйста, может за отдельную плату приобрести себе то, что считает нужным.

Новую школу № 52, которую к 1 сентября откроют в микрорайоне Каменная Горка в Минске, ждали давно. И это объяснимо, ведь Фрунзенский район — один из самых густонаселенных в столице. Вот и на проектные 1020 мест подано без малого две тысячи заявлений. Впрочем, просторное здание, говорят здесь, сможет вместить всех. Свое учреждение администрация называет школой маленьких детей, ведь 1 сентября здесь свои двери откроют сразу десять первых и двенадцать пятых классов.

Учащиеся третьего класса c учительницей Татьяной Осос.

О профильных классах

— Нас долго критиковали за то, что мы отменили экзамены в гимназии. Но почему‑то никто не хвалит за то, что мы вернули профильное образование в обычные общеобразовательные школы. В том числе и в сельские школы, в районные. И создали равные возможности как для региональных учреждений образования, так и для областных и столичных. Мы дали туда дополнительные часы, там сегодня можно проводить и допрофильную подготовку (с 8—9-го, а порой и 7‑го класса), и профильную. Другой вопрос, что, может, стоит содержательно посмотреть. И кстати, сегодня мы тоже у Президента обсуждали это — возможное внесение изменений в правила приема в высшие учебные заведения, что потянет за собой и пересмотр системы аттестации в системе общего и среднего образования. И мы в ближайшее время, думаю, на сайте Министерства образования разместим наши подходы, я сегодня Президенту частично докладывал об этом. Мы с общественностью готовы обсудить эти вопросы.

Идея сводится к тому, что мы хотели бы совместить выпускные экзамены в школах с централизованным тестированием и назвать это «общенациональный экзамен» — для того чтобы не было двойной нагрузки на школьника. 

Вторая идея — расширить перечень предметов, по которым будут сдаваться экзамены в системе высшего образования. Нам необходимо выработать приоритеты и подходы. Наверное, если это технико‑технологический профиль, надо выбирать профильный предмет, который будет сдаваться внутри вуза, чтобы не только услышать ответ, но и посмотреть логику мышления, пообщаться с абитуриентом, насколько он готов и понимает этот предмет. Если профессии гуманитарные, таким предметом может быть история Беларуси, если естественно‑научный цикл — может быть биология и т.д. Мы сегодня должны эти вопросы отработать. Во всяком случае, рабочая группа, которая создана при Министерстве образования, уже определенные наработки сделала. 

Источник: https://estu.1prof.by/news_events/general_news_feed/news/b23c52ca1890c4b.html