Новые подходы и механизмы в подготовке рабочих кадров

14.04.2021

DSC_0269.JPG

В Минском государственном автомеханическом колледже имени академика М.С.Высоцкого УО «Республиканский институт профессионального образования» состоялось выездное заседание Президиума Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь под руководством председателя Натальи Кочановой. Тема обсуждения – “Развитие системы профессионального образования и повышение престижа рабочих профессий в контексте проекта Кодекса об образовании”.

При посещении автомеханического колледжа были продемонстрированы примеры успешного взаимодействия организаций реального сектора и учреждений образования по обеспечению необходимым оборудованием, материалами, инструментами, организации стажировки педагогических работников, практики учащихся и их последующего трудоустройства.

Во время заседания были рассмотрены изменения в новой редакции Кодекса об образовании на уровне профессионально-технического, среднего специального образования, вопросы совершенствования структуры подготовки кадров рабочих специальностей, развития ресурсных центров, сетевого взаимодействия, профориентационный работы.

Национальная система профессионального образования сейчас представляет собой широкую сеть современных образовательных комплексов, в которых созданы благоприятные условия для качественной подготовки кадров, обладающих профессиональными и личностными компетенциями. Однако, вопрос обеспеченности квалифицированными рабочими предприятий республики, остается по-прежнему актуальным.

Выступая перед участниками заседания, И.В.Карпенко отметил: «Очевидно, что только учащаяся молодежь не закроет текущих потребностей в рабочих и специалистах. Ведь из учреждения образования они выйдут через год, два, три, четыре. Нужно обращать внимание на взрослое население, искать пути его переобучения и совершенствования квалификаций через вариативные образовательные программы.

Учреждения профессионального образования, особенно имеющие в структуре ресурсные центры могут стать базой для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций не требующих образования или освоенных самостоятельно навыков в процессе трудовой деятельности на рабочем месте или на обучающих курсах (например, плотник).

Учреждения образования проводят системную профоориентационную работу среди школьников, но вместе с тем здесь нужен новый подход. Мы видим, что надо объединять усилия всех заинтересованных. Представители предприятий и организаций сами должны взаимодействовать с будущим абитуриентом, озвучивать перспективы развития своего сектора экономики в целом, а также конкретных организаций, показывать преимущества профессионального выбора будущим работникам, социальные гарантии.

С нашей стороны для повышения интереса к рабочим профессиям с 2018 года для всех базовых X, XI классов введен учебный предмет «Трудовое обучение», в рамках которого организована профессиональная подготовка школьников более чем по 100 профессиям. В прошлом году более 20 тысяч школьников после сдачи квалификационного экзамена получили соответствующие документы об обучении. Сейчас работаем над методическим обеспечением профессиональной подготовки школьников, оснащением материально-технической базы, продолжаем работу по обновлению перечня доступных профессий, повышению квалификации педагогических работников, привлечению организаций к участию в этом процессе».

Участники заседания отметили, что система профессионального образования в республике работает стабильно и активно развивается. Белорусский опыт в подготовке рабочих кадров изучается и внедряется не только странами ближнего зарубежья, но и такими государствами, как Китай, Индия, Нигерия, Пакистан и другими. Однако, используя положительный опыт, что создано отечественной системой профессионального образования, надо искать принципиально новые подходы и механизмы, которые отвечали бы будущим потребностям человека, общества и государства.