Новые подходы и механизмы в подготовке рабочих кадров
14.04.2021В Минском государственном автомеханическом колледже имени академика М.С.Высоцкого УО «Республиканский институт профессионального образования» состоялось выездное заседание Президиума Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь под руководством председателя Натальи Кочановой. Тема обсуждения – “Развитие системы профессионального образования и повышение престижа рабочих профессий в контексте проекта Кодекса об образовании”.
При посещении автомеханического колледжа были продемонстрированы примеры успешного взаимодействия организаций реального сектора и учреждений образования по обеспечению необходимым оборудованием, материалами, инструментами, организации стажировки педагогических работников, практики учащихся и их последующего трудоустройства.
Во время заседания были рассмотрены изменения в новой редакции Кодекса об образовании на уровне профессионально-технического, среднего специального образования, вопросы совершенствования структуры подготовки кадров рабочих специальностей, развития ресурсных центров, сетевого взаимодействия, профориентационный работы.
Национальная система профессионального образования сейчас представляет собой широкую сеть современных образовательных комплексов, в которых созданы благоприятные условия для качественной подготовки кадров, обладающих профессиональными и личностными компетенциями. Однако, вопрос обеспеченности квалифицированными рабочими предприятий республики, остается по-прежнему актуальным.
Выступая перед участниками заседания, И.В.Карпенко отметил: «Очевидно, что только учащаяся молодежь не закроет текущих потребностей в рабочих и специалистах. Ведь из учреждения образования они выйдут через год, два, три, четыре. Нужно обращать внимание на взрослое население, искать пути его переобучения и совершенствования квалификаций через вариативные образовательные программы.
Учреждения профессионального образования, особенно имеющие в структуре ресурсные центры могут стать базой для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций не требующих образования или освоенных самостоятельно навыков в процессе трудовой деятельности на рабочем месте или на обучающих курсах (например, плотник).
Учреждения образования проводят системную профоориентационную работу среди школьников, но вместе с тем здесь нужен новый подход. Мы видим, что надо объединять усилия всех заинтересованных. Представители предприятий и организаций сами должны взаимодействовать с будущим абитуриентом, озвучивать перспективы развития своего сектора экономики в целом, а также конкретных организаций, показывать преимущества профессионального выбора будущим работникам, социальные гарантии.
С нашей стороны для повышения интереса к рабочим профессиям с 2018 года для всех базовых X, XI классов введен учебный предмет «Трудовое обучение», в рамках которого организована профессиональная подготовка школьников более чем по 100 профессиям. В прошлом году более 20 тысяч школьников после сдачи квалификационного экзамена получили соответствующие документы об обучении. Сейчас работаем над методическим обеспечением профессиональной подготовки школьников, оснащением материально-технической базы, продолжаем работу по обновлению перечня доступных профессий, повышению квалификации педагогических работников, привлечению организаций к участию в этом процессе».
Участники заседания отметили, что система профессионального образования в республике работает стабильно и активно развивается. Белорусский опыт в подготовке рабочих кадров изучается и внедряется не только странами ближнего зарубежья, но и такими государствами, как Китай, Индия, Нигерия, Пакистан и другими. Однако, используя положительный опыт, что создано отечественной системой профессионального образования, надо искать принципиально новые подходы и механизмы, которые отвечали бы будущим потребностям человека, общества и государства.