Акция "Беларусь помнит..."

Антонова Вера Прохоровна

развернуть

Более 11 лет учителем трудового обучения работала в средней школе № 115 г.Минска Антонова Вера Прохорова. Ветеран труда. Награждена 8 медалями.

                                     а1      123

       Родилась Вера Прохоровна  в городе Бобруйске, 31.03.1928 года. Война  застала   её, когда она  была совсем девочонкой. Она была простой школьницей, которая,   конечно, мечтала о будущем. Но в один день мир   разделился на прошлое - то, что было еще вчера: последний школьный звонок, выпускной бал, первая любовь; и войну, которая разрушила все их мечты….

        В 1944 г. Вера Прохоровна стала командиром женского взвода пиротехников-минеров.

        На плечи 16-летней девушки легла ответственная, требующая аккуратности, дисциплинированности, работа по обезвреживанию взрывоопасных предметов. В тяжелых военных условиях молодые девчонки, совершали подвиги. При этом они даже в окопах продолжали хранить женственность, проявляя ее в быту и трепетной заботе о товарищах.

       Подполковник отставке Ф. Кудинкин написал об отважных девчатах статью, которую 24 августа 1973 г. выпустила на своих полосах газета «Коммунист»: «В первые дни после освобождения Бобруйска движение по улицам было небезопасным. Везде, в том числе по берегам Березины, были разбросаны боеприпасы, снаряды, бомбы, мины и «специальные» сюрпризы.

Сначала тут работало подразделение Советской Армии… Но это подразделение не могло задерживаться в городе, т. к. фронт уходил все дальше на запад.

        Посоветовавшиь, решили создать при штабе группу пиротехников. В нее вошли по собственному желанию 20 отважных девчат. Именно на них возложили задачу по разминированию…

       Юные пиротехники продолжали находиться на своем боевом посту до сентября 1945 г. Среди них были Галина Константиновна Козина, Зинаида Артемовна Михолап (Кусенкова), Вера Прохоровна Багдай (Антонова), Клавдия Николаевна Гурина (Пликус)…»

         Для советских женщин война была очень тяжелым испытанием, они все перенесли большую горечь утраты  родных и любимых, они так же прошли все трудности фронтовой жизни. Они совершили много отважных поступков, которые помогли прийти к долгожданной победе.

         Все дальше уходит в прошлое война... Наша задача – сохранить память о тех событиях и передать эту память будущим поколениям. Чтобы помнили….

 

   

 

                                 

свернуть

Апарышава Таццяна Мікалаеўна

развернуть

Апарышава Таццяна Мікалаеўна – ветэран ДУА”Гімназія  №25г.Мінска” , працавала з 1958 года і да 2019 года.

 т6

Апарышава Т. М. – дзіця вайны

Дзіця вайны, малы вязень. Нарадзіўшыся ў 1941 годзе ў Мінску, ва ўзросце 1 года ў 1942 годзе фашысты разам з маці вывезлі ў Нямеччыну ў г. Эберсвальд, дзе да канца вайны працавала на ворага. Будучы сама дзіцем, забаўляла дзіця нямецкага афіцэра і атрымоўвала жорсткае пакаранне, калі дзіця плакала.

Таццяна Мікалаеўна ўспамінае:

          “Да вайны мая сям'я жыла ў Мінску. Мне было 3 месяцы, калі пачалася вайна. Бацька быў мабілізаваны ў войска, а мы з мамай апынуліся на акупаванай гітлераўцамі тэрыторыі.

          16 верасня 1943 г. мама была арыштаваная паліцыяй і дастаўленая ў СД, дзе яе дапытвалі на працягу цэлага тыдня,  а 20 верасня мы былі сілком вывезеныя ў Нямеччыну на прымусовыя работы. Маме "павязло": яна была адабраная гаспадаром для дамашняй работы, таму нас не разлучылі. Жылі мы ў горадзе Эберсвальдзе, у падвальным памяшканні вялікай хаты. Я маму амаль не бачыла, толькі ўначы, калі яна клалася спаць. Размаўляць на рускай мове нам катэгарычна забаранілі. У мае абавязкі ўваходзіла забаўляць гаспадарскага сына, які быў маім аднагодкам, таму мяне вучылі размаўляць на чыстай нямецкай мове.

Добра памятаю, як мяне "дрэсіравалі" і каралі за непаслушэнства і правіннасці. Я служыла жывой цацкай для гаспадарскага сына. Асабліва лютавала бабуля. Толькі яна і засталася ў маёй памяці і вельмі нагадвала мне казачную старую  Шапакляк: худая і злая.

Яшчэ добра памятаю, нягледзячы на малы век, як здзекаваліся з мяне нямецкія дзеці. Яны падыходзілі да нашага падзямельнага акенца, калі я была ў каморцы, крыўляліся і абзывалі мяне: "Руссіш Швайн".

Мне часта прыходзілася плакаць ад страху, ад холаду, ад пачуцця пакінутасці і непатрэбнасці. Я вельмі нудзілася па маме.

Адзіным светлым успамінам аб тым часе была сям'я нямецкіх пажылых людзей: танте Ліма і онкель Пётр. Яна працавала прыбіральніцай у булачнай і стала мяне падкормліваць. Яна збірала дзіцячае  адзенне , сцірала, прасавала яго  і прыносіла да нашага акенца. Гэтыя людзі шчыра нас шкадавалі і казалі, што не вінаватыя ў нашым горы і ніколі не жадалі вайны.

Можа, дзякуючы гэтай сям'і, мы дажылі да вызвалення. Нас вызвалілі ў канцы красавіка 1945 года часці Чырвонай Арміі. Мама працавала ў ваеннай частцы, а я была дачкой палка. У Мінск мы вярнуліся толькі ў снежні 1946 года. Да гэтага часу я ўжо навучылася гаварыць па-руску і амаль зусім вывучылася размаўляць на нямецкай мове. Вырасла я самастойнай, заўсёды была адчайнай і гарэзлівай дзяўчынкай. Відаць, наганяла ўкрадзенае вайной дзяцінства”.

 

Апарышава Таццяна Мікалаеўна працуе ў нашай школе з моманту яе заснавання. Вучні  ўзялі  інтэрв’ю ў Таццяны Мікалаеўны пра яе працоўную дзейнасць. І вось што пачулі ў адказ:

Бягуць гады…

 

Сёння, пераступіўшы парог роднай 25-ай, з цяжкасцю верыцца, што вось ужо больш за шэсцьдзясят гадоў прайшло з таго часу, калі ўпершыню пераступіла цераз яе парог і засталася ў ёй на ўсё жыццё. І часам здаецца, што гэта было зусім нядаўна. Толькі сустракаючыся з былымі вучнямі, якія ўжо самі прыводзяць у школу сваіх дзяцей і ўнукаў, бачыш і ўсведамляеш, што час весьмі хутка ідзе, і ты ўжо зусім не тая васямнаццацігадовая настаўніца пачатковых класаў, якая, хвалюючыся не менш за сваіх вучняў, сустракала іх на парозе класа і вучыла розуму.

 

т1  т5

 Нездарма гаворыцца, што настаўнік можа рабіць усё, а ўсё астатняе – толькі тое, што засталося. Асабліва гэта датычыцца настаўніка пачатковых класаў. Мы вучым сваіх выхаванцаў усяму: і чытаць, і лічыць, і маляваць, і працаваць, і… Пералічваць можна доўга, але галоўнае ў гэтыя гады дзеці вучацца першым урокам жыцця: вучацца дружыць, дапамагаць адзін аднаму, самастойна спраўляцца з многімі абавязкамі і цяжкасцямі. Яны паступова становяцца няхай маленькімі, але ўжо грамадзянамі сваёй краіны.

 

Настаўнікам пачатковых класаў я стала вельмі ўсвядомлена. Гэтая мара ў мяне з’явілася яшчэ ў час вучобы ў школе. І гэтым я абавязана сваёй першай настаўніцы – Віхаванчык Алене Пятроўне, на якую мне хацелася быць вельмі падобнай усё жыццё. Яна была, як гаворыцца настаўнік ад Бога – эталонам настаўніцкай дабрыні, справядлівасці, любві да сваіх вучняў.

Нялёгкім былі першыя настаўніцкія крокі ў школе, але мне было ў каго вучыцца. Цудоўны настаўніцкі калектыў, вопытны дырэктар – Бабахіна А. Р., яе дарадчыца, завуч пачатковых класаў, Віткоўская А. М.. Менавіта яны зрабілі з маладзенькай нявопытнай дзяўчынкі настаўніцу. А вопыт прафесіянальны і жыццёвы далі гады работы, калі прыходзілася вучыцца разам са сваімі выхаванцамі.

А жыццё ў тыя гады ў школе было вельмі бурнае. Цікавейшыя шматдзённыя паходы, краязнаўчая работа экскурсіі паездкі – усяго не пералічыць. А ініцыятарам і арганізатарам усіх спраў была нашая старшая піанерважатая – Гарохава Вольга Якаўлеўна, з якой мы дружылі ўвесь час. На ўсё жыццё засталіся ў памяці і музычныя вёсны, калі пела і танцавала ўся школа, пачынаючы ад строгага дырэктара і заканчваючы вучнямі 1 – 10 класаў. З канцэртамі мы хадзілі ў сусэднія школы і, у сваю чаргу, прымалі гасцей у сябе. А традыцыйныя вясеннія агляды песні і строя! Барацьба за першыя месцы разгаралася няпростая. Справа даходзіла нават да слёз, калі не ўдавалася атрымаць перамогу.

Многае можна ўспомніць са свайго школьнага жыцця: перамогі і няўдачы, радасці і пакуты, але галоўнае ўсведамляць, што гады пражытыя нездарма, прафесія выбрана правільна. Калі сустракаеш сваіх, калісьці маленькіх, а цяпер ужо дарослых, нават з сівізною на вісках, вучняў, слухаеш аб іх поспехах і дасягненнях у жыцці, душа радуецца. Нездарма столькі сіл, здароўя, час нават  за конт асабістага часу, аддана гэтай удзячнай справе – настаўніцкай працы.

        т3  т2

свернуть

Гракович Анатолий Станиславович

развернуть

 

Анатолий Станиславович родился 8 января 1929 года в деревне Слобода под Смолевичами.

Фашисты хотели угнать его семью в Германию, но Анатолию удалось бежать. Он воевал в партизанском отряде «Красное знамя» бригады «Разгром». Ходил в разведку, подрывал немецкие эшелоны, участвовал в разгроме немецкого гарнизона под Борисовом. Выдержал немецкую блокаду. После войны учился, приобрел несколько рабочих специальностей.

С 1996 по 2002 годы работал рабочим по обслуживанию зданий средней школы № 105 Московского района г. Минска, был активным членом первичной профсоюзной организации.

Награжден медалью «Партизан Беларуси», юбилейными медалями «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «60 лет Победы», «65 лет Победы», «70 лет освобождения Беларуси», «70 лет Победы», «75 год вызвалення Беларусі ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў».

свернуть

Дименштейн Евгения Соломоновна

развернуть

                                          52

«Алмазный камень» педагогики.

Родилась  Евгения Соломоновна в красивом белорусском городе Витебске в 1925 году, однако судьба сложилась так, что ей довелось пожить и в немецком Энгельсе, и в русском Саратове.

Девочка Женя родилась в  семье рабочего, отец был маляром. Когда началась война, Женечке исполнилось 16 лет. Отца перевели в военстрой города Саратова, затем Энгельса и снова в Саратов. Она успела окончить до войны только 8 классов Витебской школы, а после переезда пошла работать… на Саратовский военный завод. До завода необходимо были идти около 10 километров пешком, а если еще учитывать дорогу обратно, получалось, что за день девочка проходила около 20 километров. Однажды Евгения по дороге на работу отморозила пальцы на руках и ногах, а также нос и уши. Все обошлось благодаря тому, что ее вовремя доставили в госпиталь. Работать приходилось по 16 часов в сутки, а спать по 4 часа. Однако кормили на заводе лучше, чем на фронте, иногда работники завода получали даже по кусочку шоколадки.

В 1942 году Женечка пошла в девятый класс. Однако большую часть занятий она пропускала, поэтому приходилось сдавать экстерном почти все предметы. Окончить школу ей все же удалось, причем только на четверки и пятерки. Директор предложил ей ехать поступать в Москву. Однако уже взрослая Евгения выбрала для себя Саратовский педагогический институт, а затем перевелась в Минский  государственный педагогический институт иностранных языков. После его окончания молодого специалиста направили на Витебщину в Лиозно. Так началась педагогическая карьера учителя французского языка Евгении Соломоновны Дименштейн.

В дальнейшем жизнь забросила ее снова в Минск. В то время было очень трудно устроиться в школу, поэтому работать Евгении Соломоновне приходилось и корректором в проектном институте, и инженером-технологом  на фабрике. Однако потом ей все ж предложили место в вечерней школе № 4. Евгения Соломоновна работала учителем французского языка и в школе№10, а потом – в школе № 86, откуда и пошла на пенсию.

22 июня 1941 года в Витебске выдался теплый солнечный день. Утром, часов в десять, мы услышали сообщение по радио из Москвы. Говорил Молотов. Люди замерли. Все оборвалось в одночасье. Мы узнали – началась война.

Этот день стал самым черным в моей жизни. Мне  было тогда 15 лет.  Учащиеся 8 – 10 классов прибежали в школу.

Здесь должен был разместиться госпиталь, и мы, школьники, стали мыть стекла, окна, полы, стены, готовить классы под палаты. Директор школы и многие десятиклассники ушли на фронт.

Витебск был полностью затемнен. Машины ездили с выключенными фарами. В нашем городе кирпичных зданий было очень мало. Только в центре города. В основном везде стояли деревянные дома. Телевизоров тогда еще не было. Радио было главным источником всех сообщений. Вдруг по местному радио сообщили, что немцы находятся на территории Беларуси. Не исключается возможность заброски десанта. Всем жителям надлежит организовать дежурство в ночное  время на улицах, возле своих домов, чтобы фашисты их не подожгли.

Мы жили на Полоцком шоссе. Ночью по одну сторону дороги дежурили взрослые, с другой стороны, где стоял наш дом, дежурили мы, дети и подростки от 12 до16 лет.

В одну из ночей  со стороны Полоцка появились два грузовика, фары которых были выключены. Взрослые и дети  бросились к дороге. Машины остановились. И я увидела, что в кузове одной из них  сидели измученные  жаждой и голодом женщины и дети. Высокий военный, лет сорока, обратился к нам на ломаном русском языке: «Как проехать в Оршу? На Могилев?». Ему стали объяснять, но мне его плохой русский показался подозрительным, и я по-еврейски сказала: «Не говорите ничего. Он не наш.».

Как ни странно, военный понял меня и стал приближаться ко мне. Тогда один из наших мальчиков, который был старше меня на год, заслонил меня собой! Затем кто-то произнес «телефон». Военный отступил, быстро сел в машину. О судьбе женщин и детей мы ничего не знали.

Через 2 -3 дня над Витебском появились первые самолеты-разведчики. Началась паника. Люди бегали, кричали, плакали, опасаясь бомбежки.

В начале июля мы эвакуировались (если можно это так назвать), бежали из города. Когда стояли на товарной станции, где было людей видимо-невидимо, начался воздушный бой. Страшно было видеть, какзагоревшись, падают самолеты.

Наконец подали товарный вагон. Дети, старики, женщины побежали к единственному спасению. На весь вагон было двое мужчин. Всего нас было 113 человек, сесть негде и не на чем. Мы  еще не знали, сколько испытаний предстоит нам пройти.

Подъезжая к Смоленску нас охватил ужас. Дома разрушены, стекла выбиты. На станции Ярцево ночью началась бомбежка. Стоявший рядом с нами бронепоезд был отправлен. Горели телеграфные столбы, деревья. Из последнего вагона нашего поезда десантники пускали ракеты на паровоз. Люди, которые бежали из вагонов в лес, не все вернулись. Видимо, десантники успели с ними расправиться.

Жара неимоверная. До Смоленска нигде нельзя взять воды. Только на одном полустанке из болота удалось набрать бутылку воды, из которой по глотку пили обитатели нашего вагона (даже  маленькие дети). Четыре глотка на всех не хватило.  Ехали месяц. Наконец город Саратов. Голодных, измученных, больных на станции покормили обедом, далее нас распределяли по домам. Ждать приходилось по несколько дней. Спали под открытым небом, кто по трое, кто по четверо, пятеро суток.

 
свернуть

Никитин Алексей Семенович

развернуть

 

Алексей Семенович Никитин родился 29 декабря 1923 года в селе Чапаевка Машковского района Новосибирской области в семье плотника. В семье было шестеро детей. В голодный 1934 год семья купила путевки в «город — хлебный» Ташкент. По дороге умерла младшая девочка. Семья остановилась похоронить ребенка около Алма-Аты в селе Отар. Односельчане проявили милосердие, приютили, а затем общими усилиями построили дом (кирпичи для дома состояли из глины и соломы). Отец Алексея Семеновича работал на железной дороге плотником.

Алексей Никитин окончил школу в 1940 году, после окончания которой подросток устроился работать стрелочником на железной дороге.

22 июня 1941 началась Великая Отечественная война. Вместе с ребятами Алексей подал заявление в военкомат о зачислении его добровольцем на войну. Но по приказу Главнокомандующего И.В.Сталина железные дороги – объекты стратегического назначения. И только в 1944 году военкомат отправил Алексея Семеновича Никитина на 5 месяцев в стрелково-пулеметное училище (декабрь — май). После окончания училища ему присвоили звание лейтенанта и назначили командиром взвода 125 стрелковой дивизии 32 стрелковой бригады. В ноябре 1944 года ему присвоили звание старшего лейтенанта.

Во главе роты автоматчиков в декабре 1944 года Алексей Семенович Никитин направлен в 380 дивизию II Белорусского фронта (приложение 1).

16 марта 1945 года в боях за Данциг (Гданьск) после тяжелого ранения Алексей Семенович попал в госпиталь на длительное лечение. Руку сохранить не удалось.

После войны в 1950 году окончил Казахский государственный университет имени Кирова, историко-филологический факультет, Художественное училище.

В 1952 году со своей семьей Алексей Семенович переехал в г. Минск к отцу жены.

С 1952 по 1972 гг работал учителем в средних школах г. Минска. С 1972 по 1980 год работал в средней школе № 125 г. Минска учителем русского языка и литературы, изобразительного искусства и черчения (приложение 2). Алексей Семенович проявил себя как творческий педагог, умеющий найти подход и заинтересовать каждого ученика. Сочетал педагогическое воздействие с активным участием самих ребят в процессе обучения. На уроках учителя всегда царила атмосфера доверия, взаимного уважения.

Как участник Великой Отечественной войны Алексей Семенович был гостем слетов, посвященных Дню Защитника Отечества, встреч партизан Партизанского отряда им. 25- летия Октября на базе музея СШ № 125.

Кредо Алексея Семеновича: «Всегда занимать активную позицию по отношению к учащимся, к своей деятельности, к жизни вообще». Это утверждение стало для многих ребят жизненным девизом.

За свои подвиги в военное время Алексей Семенович получил множество наград, среди которых и Орден Александра Невского, и Орден Великой Отечественной войны 1 степени, и два Ордена Великой Отечественной войны          2 степени, и Орден Красной Звезды, а также более 20 медалей.

 А. С. Никитин проявил себя не только на поле боя, но и в мирное время: за свою общественную деятельность награжден грамотами Министерства образования, Министерства обороны.

свернуть

Усович Елизавета Федоровна

развернуть

 

«Малолетний узник».

Елизавета Федоровна родилась 3 сентября 1944 года в концлагере Глегау (Германия).

В октябре 1943 года семья Усович, проживающая в г. Гомеле, была насильно вывезена на принудительные работы в Германию.

Из воспоминаний сестры Людмилы: «Это был большой лагерь для железнодорожников, в котором находились узники из многих стран Европы. Осенью 1945 года нас освободила Красная Армия и мы с радостью вернулись в родной город Гомель».

Елизавета с детства мечтала стать учителем. В 1961 году окончила среднюю школу и поступила в Гомельское педагогическое училище. С 1964 года работала учителем начальных классов в г.Несвиж Минской области. В 1970 году закончила Минский педагогический институт имени А.М.Горького. В 1995 году переехала в г. Минск. С 1996 по 2003 гг. (до выхода на пенсию) работала учителем начальных классов средней школы № 218 Московского района г. Минска.

Активно участвовала в профсоюзном движении. С 1980 по 1995 гг. являлась членом профсоюзного комитета средней школы № 1 г. Несвижа.

Награждена Грамотой Министерства образования БССР, Орденом «Знак Почета», юбилейными медалями «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «60 лет Победы», «65 лет Победы», «70 лет освобождения Беларуси», «70 лет Победы», «75 год вызвалення Беларусі ад нямецка-фашысцкіх захопнікаў».

свернуть

Шейнкман Лев Семенович

развернуть

«А в четвертый раз – повезло…»

Родился Лев Семенович в семье военного, которая в 1940-ом году переехала из Витебска в Минск. Начало войны застало десятилетнего мальчика в пионерском лагере. Был эвакуирован с группой ребят сначала в Саратов, затем в Куйбышев. Помогая раненым бойцам в переполненных госпиталях писать письма, слушая истории об атаках и зверствах фашистов, твердо решил: не терять время в тылу врага, а помогать армии.

Несколько раз Лев пытался бежать на фронт, сражаться за Родину. Три попытки закончились неудачно – мальчика возвращали домой. На четвертый раз благодаря настойчивости, прибавив себе два с половиной года, Лев был зачислен в формирующийся полк связи 1-ой Воздушной Армии Западного фронта в подмосковном Петрушково как сын полка.

Мальчика определили сначала в телефонно-телеграфную мастерскую. В декабре 1943 воспитанника отправили в школу авиаспециалистов, где он получил 3-й класс радиотелеграфиста. В июне 1943 года Лев был зачислен в полк 1-ой воздушной армии западного фронта под командованием героя Советского Союза генерала М.М.Громова. А в декабре 1943г. принял военную присягу.

Лев Семенович вместе с полком прошел боевой путь от Москвы через Смоленск, Минск, Вильнюс, Каунас до городов Восточной Пруссии. За проявленное мужество был награжден 17 государственными наградами: «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», «Орденом Красной Звезды» «Орденом Славы» и др.

После войны работал на заводе имени Кирова в г. Минске фрезеровщиком, учился в вечерней школе. Закончил техникум физкультуры, музыкальное училище, институт физической культуры в г.Минске.

Отличник народного образования БССР Шейнкман Лев Семёнович 48 лет проработал учителем. Из них 36 лет в Первомайском районе г.Минска в средней школе № 63. О нём смело можно говорить, как об учителе с большой буквы. Педагогическая деятельность неоднократно поощрялась грамотами и благодарностями различного уровня.

Сейчас Лев Семенович Шейнкман, майор в отставке, находится на заслуженном отдыхе. Боевой дух и активная жизненная позиция – главные составляющие его девиза. Лев Семенович и сегодня на «передовой»: солист народного вокального ансамбля ветеранов войны, труда и Вооруженных сил Республики Беларусь «Память сердца», активный участник мероприятий, проводимых в районе, городе и республике, член Совета ветеранов педагогического труда Первомайской районной г.Минска организации Белорусского профсоюза работников образования и науки «Первомайские мудрецы».

свернуть