Проекты

 

Совместный образовательный проект

«Школа общественного инспектора по охране труда»

Минской городской организацией Белорусского профессионального союза работников образования и науки и ГУО «Минский городской институт развития образования» принято решение о реализации с октября 2022 года совместного образовательного проекта «Школа общественного инспектора по охране труда».


Цель проекта: повышение эффективности и координация деятельности общественных инспекторов по охране труда по осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

Задачи проекта:
✔️обобщить и распространить передовой опыт работы общественных инспекторов по охране труда в части осуществления общественного контроля;
✔️обучить общественных инспекторов по охране труда проведению общественного контроля;
✔️подготовить предложения для руководителей учреждений образования по улучшению условий труда, предупреждению нарушений требований законодательства об охране труда, профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
✔️информировать руководителей учреждений образования о возможных вариантах взаимодействия по вопросам охраны труда и профилактике производственного травматизма.


Для обеспечения информационной поддержки проекта, повышения эффективности сетевого взаимодействия на платформе дистанционного обучения Минского городского института развития образования организована работа онлайн-школы по обучению общественных инспекторов по охране труда (https://do.minsk.edu.by/course/view.php?id=8281).

Среди размещенных материалов: нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы охраны труда, рекомендации руководителю учреждения образования, общественному инспектору по осуществлению контроля за соблюдением требований по охране труда.


В рамках организованного форума «Вопрос-ответ» имеется возможность получить квалифицированные ответы на актуальные вопросы деятельности по охране труда.

 

 

«Vision Zero» или «Нулевой травматизм» – это качественно новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.

Профсоюзный информационно-образовательный проект основывается на концепции «Vision Zero» («Нулевой травматизм»):

несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания не предопределены судьбой и не являются неизбежными: у них всегда есть причины. Развитие эффективной культуры профилактики позволяет их устранить и предотвратить производственные аварии и ущерб, а также профессиональные заболевания.

«Vision Zero» или «Нулевой травматизм» – это качественно новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.

Разработанная МАСО концепция «Vision Zero» отличается гибкостью и может быть адаптирована к конкретным мерам профилактики, имеющим приоритетное значение для обеспечения безопасности, гигиены труда и благополучия работников на том или ином предприятии. Благодаря своей гибкости «Vision Zero» может применяться на любом месте работы, на любом предприятии и в любой отрасли во всех регионах мира.

Вопросам укрепления трудовой дисциплины, повышения безопасности и улучшению условий труда работников, профилактике травматизма в учреждениях образования уделяется повышенное внимание. Контроль за соблюдением работниками законодательства по охране труда осуществляется постоянно.

Однако, несмотря на всю проводимую совместную работу органов управления системы образования и профсоюза несчастных случаев, к сожалению, пока избежать не удаётся.

 

новый

Цель проекта – развитие культуры безопасности труда, обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников учреждения образования путем сведения к минимуму причин производственного травматизма.

Основные задачи:

  1. Разъяснить суть концепции «Vision Zero» («Нулевого травматизма») в преломлении на учреждения образования.
  2. Организовать работу по профилактике травматизма, объединяющую три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников.
  3. Распространять передовой опыт в области охраны труда.
  4. Совершенствовать информационное обеспечение по вопросам охраны труда.

Категории участников:

  1. Руководители учреждений образования.
  2. Председатели первичных профсоюзных организаций и общественные инспектора по охране труда учреждений образования.
  3. Специалисты, на которых возложены обязанности по организации работы по охране труда в учреждениях образования.
  4. Заместители директора по учебной работе, курирующие учебный предмет «физическая культура и здоровье», учителя физической культуры и здоровья, руководители физического воспитания, педагоги дополнительного образования, инструктора по физической культуре.
  5. Педагогические и иные работники учреждений образования.

 

Содержание:

       Концепция нулевого травматизма или как её ещё называют «Vision Zero» разработана Международной ассоциацией социального обеспечения (МАСО) и запущена в Сингапуре 4 сентября 2017 года на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда. В ее основу положено признание того, что несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания не являются неизбежными - у них всегда есть причины. А потому развитие эффективной культуры профилактики позволяет их устранить.

Основу концепции составляют 7 золотых правил нулевого травматизма, которые подходят к охране труда с трёх направлений:

  1. Безопасность.
  2. Гигиена.
  3. Благополучие сотрудников.

В преломлении на учреждение образования 7 принципов нулевого травматизма выглядят следующим образом.

Принцип 1. Стать лидером – показать приверженность принципам.

Суть: Будьте лидером – поднимите знамя! Ваше поведение как руководителя имеет решающее значение для успеха или неудачи в развитии охраны труда в вашем учреждении образования.

       Руководитель учреждения образования (его заместители), председатель первичной профсоюзной организации (члены профсоюзного комитета) показывают другим пример для подражания. Они устанавливают правила и сами следуют им. Они обеспечивают понимание этих правил и их выполнение всеми работниками учреждения образования. Любое нарушение требует немедленной реакции! Оцените ситуацию! Выявление факторов риска должно поощряться. То, как поступает сам    руководитель, его заместители, с чем они мирятся и на чём настаивают, определяет норму поведения работников.

Принцип 2. Выявлять угрозы – контролировать риски.

Суть: Оценка рисков – важный инструмент, позволяющий своевременно и систематически выявлять опасность и риски, а также принимать превентивные меры. Дополнительно нужно оценивать аварийные, предаварийные и травмоопасные ситуации. Важная роль в оценке рисков принадлежит уполномоченному нанимателем должностному лицу, на которого возложены обязанности за организацию охраны труда в учреждении образования, а также общественным инспекторам по охране труда. 

       Оценки рисков, осуществляемые должным образом и на систематической основе, являются важной темой практического инструктажа работников учреждения образования. Анализ аварийных, предаварийных и травмоопасных ситуаций позволяет выявлять вопросы, требующие особого внимания или потенциальных улучшений.

Принцип 3. Определять цели – разрабатывать программы.

Суть: Успех в деле охраны труда требует постановки ясных целей и принятия конкретных практических шагов, что должно быть предусмотрено в отдельной программе. В данном направлении особая роль принадлежит социальному партнерству.

        Безопасность и гигиена труда включает множество аспектов. Расставьте приоритеты, установите ясные цели в области охраны труда в учреждении образования и постарайтесь достичь их в среднесрочной перспективе. Выделяйте вопросы, которым следует уделить основное внимание, например, работе с оборудованием, использованию индивидуальных средств защиты. Как только ваши работники поймут, что вас лично беспокоит их безопасность и здоровье и что в учреждении образования предпринимаются определённые шаги в этом направлении, успех не заставит себя ждать. Вам следует регулярно информировать работников об успешном продвижении к поставленным целям.

Принцип 4. Создать систему безопасности и гигиены труда – достичь высокого уровня организации.

Суть: Систематическая работа по совершенствованию охраны труда в учреждении – это хорошая идея. Она не требует больших усилий и окупает себя.

     Даже в условиях дефицита средств можно предпринять определенные шаги для улучшения ситуации. В первую очередь, необходимо обеспечить должный уровень знаний в вопросах охраны труда для всех без исключения работников учреждения, начиная от руководителя и заканчивая дворником. 

Для этого потребуется;

  • изучить существующую нормативную документацию и законодательные акты в области охраны труда в сфере образования;
  • наладить в учреждении систему проверки знаний по охране труда;
  • разработать соответствующие инструкции;
  • допускать к выполнению работ только лиц, прошедших медицинский осмотр и инструктаж, проверку знаний по вопросам охраны труда.

   В реализации этих направлений активно участвуют председатели первичных профсоюзных организаций учреждений образования и общественные инспектора по охране труда. Эти действия имеют организационный характер и не требуют значительных финансовых затрат. В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности учреждений образования.

Принцип 5. Обеспечивать безопасность и гигиену труда на рабочих местах при работе со станками и оборудованием.

Суть: Безопасные производственные помещения, оборудование и рабочие места – обязательные условия безаварийной работы.

Меры технического характера имеют первостепенное значение. Поэтому крайне важно обеспечить соответствие станков, помещений, оборудования и рабочих мест требованиям действующих стандартов по охране труда, а также исключить или минимизировать вредное воздействие на здоровье работников.

Принцип 6. Повышать квалификацию – развивать профессиональные навыки.

Суть: Инвестируйте в обучение и профессиональную подготовку своих работников и следите за тем, чтобы квалификация каждого из них соответствовала занимаемой должности.

      Также необходимо содействовать обучению общественных инспекторов по охране труда для повышения эффективности общественного контроля за соблюдением нанимателями законодательства об охране труда. Общественные инспекторы являются основой общественного контроля в организации и связующим звеном между нанимателем и работниками. Обязательным условием успешной работы является правильный подбор профсоюзными организациями кандидатур, поддержка их работы со стороны нанимателя и профсоюзного комитета.

После несчастного случая часто задаётся вопрос: «Как это могло случиться?». Технические средства и оборудование работают все быстрее и эффективнее, но в то же время они становятся все сложнее и чаще выходят из строя. Тем более важно систематически привлекать на рабочие места высококвалифицированный и хорошо подготовленный персонал. Администрация учреждения образования несёт ответственность за подготовку детальных квалификационных требований для каждой должности в учреждении и за соответствие квалификации каждого работника его обязанностям.

   Характер рабочих мест непрерывно меняется. Знания устаревают все стремительнее, а профессиональные навыки работников требуют регулярного обновления. Как никогда в прошлом обязательными условиями становятся профессиональная подготовка и непрерывное обучение; при этом исключений не делается и в отношении администрации учреждения!

Принцип 7. Инвестировать в кадры – мотивировать посредством участия.

Суть: Мотивируйте своих работников, привлекая их к решению всех вопросов охраны труда. Эти инвестиции окупаются!

   Во все коллективные договоры (соглашения) включена норма по применению нанимателями мер поощрения и материального стимулирования работников за соблюдение требований по охране труда. Учреждения образования, в которых заботятся о работниках и активно вовлекают их в процесс охраны труда, получают возможность максимально использовать важный актив – знания, способности и идеи работников.

 

Предполагаемый результат:

  • Снижение количества несчастных случаев в учреждениях образования.
  • Развитие культуры безопасности в учреждениях образования.